В последние годы в экономике многих стран уделяется особое
внимание повышению эффективности общественного производства за счет
сокращения затрат именно в сфере обращения.
В результате
проведенных исследований в западноевропейских сгранах выяснилось, что
около 98% совокупного времени, включающего производство товара,
доставку сырья и транспортировку готовой продукции к потребителю,
приходится на прохождение его по различным каналам
материально-технического обеспечения и сбыта и, главным образом, на
хранение. Непосредственное производство товаров занимает лишь 2%
суммарного времени, а транспортировка — 5% [3].
В США
ежегодно средний объем запасов материальных ресурсов равен 15%
валового национального продукта страны. Кроме того, затраты на
материально-техническое обеспечение и транспорт составляют
соответственно 11 и 7%.
В западноевропейских странах в настоящее
время объемы запасов материальных ресурсов колеблются в пределах
10-18% валового национального продукта, в зависимости от страны, а
затраты на организацию деятельности по материально-техническому
обеспечению и сбыту составляют в среднем около 13%. В промышленности
и торговле на долю логистики приходится в среднем около 30% общей
суммы производственных издержек. При этом расходы в логистических
издержках распределяются следующим образом: 41% приходится на
транспорт, 21% — на хранение товаров, 23% — на
материальные запасы и 15% — на административные расходы [4,
2].
Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в
стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, около 70%
составляют расходы на логистику (на транспортировку, хранение,
упаковку и т. п.) [5, 20].
В связи с этим во многих странах
осуществляется интенсивный поиск путей снижения затрат в сфере
логистики. В первую очередь внимание специалистов обращено на:
- совершенствование процессов управления снабжением, сбытом и хранением материальных ресурсов;
- улучшение маркетинговой деятельности и функционального взаимодействия поставщиков, потребителей и посредников;
изменение технологии движения материальных и информационных потоков.
Как известно, потоки продукции производственно-технического
назначения составляют более 2/д в общем объеме перевозимых грузов.
Основные виды данной продукции перемещаются в направлениях,
определяемых прямыми хозяйственными связями поставщиков и
потребителей, которые устанавливаются без участия посреднических
структур. При формировании каналов распределения на основе прямых
хозяйственных связей велика вероятность встречных, излишне дальних,
повторных и других нерациональных перевозок. Это влечет за собой
неоправданное возрастание стоимости транспортировки продукции и в
итоге снижает эффективность хозяйственной деятельности и
маркетинговой политики продуцентов.
Кроме того, при
транспортировке материальных ресурсов часто невозможно избежать
последовательности и звенности их перемещения через определенные
места перевалки и складирования в процессе организации
материально-технического обеспечения и сбыта.
В связи с этим
только рациональное построение логистической цепочки и оказание
управляющих воздействий на основные факторы, влияющие на процессы
перемещения во внешней среде, могут дать субъектам хозяйствования
ощутимый экономический эффект.
В нашей стране отдельные разработки
и методы логистики (определение максимального размера запасов,
расчеты сетевых моделей критического пути, методы решения
транспортных задач и др.), давно и хорошо известные в экономической
теории, находили применение на практике. Однако некомплексное,
разобщенное их использование, неразвитость оперативной информационной
связи и компьютерной переработки данных слабо отражались на
эффективности локальных и глобальных систем управления материальными,
информационными и денежными потоками.
В условиях крупных
преобразований в экономике, как правило, всегда наблюдается спад
активности в сферах производства и потребления. Переживаемые в
странах СНГ изменения не стали исключением. На примере промышленно
развитых стран известно, что в период кризисных ситуаций в целях
стабилизации экономики обращаются к прогрессивным концепциям
управления и оптимизации хозяйственных процессов. Таким образом,
основываясь на наблюдаемых закономерностях, на Украине можно ожидать
рост интереса к уже имеющимся логистическим разработкам и продолжения
активных исследований в этой области, так как логистика представляет
собой орудие эффективной организации производства и обращения для
рынка и в условиях рынка.












