Эволюционность логистики. Глава 2

В последние годы в экономике многих стран уделяется особое внимание повышению эффективности общественного производства за счет сокращения затрат именно в сфере обращения.
В результате проведенных исследований в западноевропейских сгранах выяснилось, что около 98% совокупного времени, включающего производство товара, доставку сырья и транспортировку готовой продукции к потребителю, приходится на прохождение его по различным каналам материально-технического обеспечения и сбыта и, главным образом, на хранение. Непосредственное производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка — 5% [3].
В США ежегодно средний объем запасов материальных ресурсов равен 15% валового национального продукта страны. Кроме того, затраты на материально-техническое обеспечение и транспорт составляют соответственно 11 и 7%.
В западноевропейских странах в настоящее время объемы запасов материальных ресурсов колеблются в пределах 10-18% валового национального продукта, в зависимости от страны, а затраты на организацию деятельности по материально-техническому обеспечению и сбыту составляют в среднем около 13%. В промышленности и торговле на долю логистики приходится в среднем около 30% общей суммы производственных издержек. При этом расходы в логистических издержках распределяются следующим образом: 41% приходится на транспорт, 21% — на хранение товаров, 23% — на материальные запасы и 15% — на административные расходы [4, 2].
Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, около 70% составляют расходы на логистику (на транспортировку, хранение, упаковку и т. п.) [5, 20].
В связи с этим во многих странах осуществляется интенсивный поиск путей снижения затрат в сфере логистики. В первую очередь внимание специалистов обращено на:

  • совершенствование процессов управления снабжением, сбытом и хранением материальных ресурсов;
  • улучшение маркетинговой деятельности и функционального взаимодействия поставщиков, потребителей и посредников;
  • изменение технологии движения материальных и информационных потоков.

Как известно, потоки продукции производственно-технического назначения составляют более 2/д в общем объеме перевозимых грузов. Основные виды данной продукции перемещаются в направлениях, определяемых прямыми хозяйственными связями поставщиков и потребителей, которые устанавливаются без участия посреднических структур. При формировании каналов распределения на основе прямых хозяйственных связей велика вероятность встречных, излишне дальних, повторных и других нерациональных перевозок. Это влечет за собой неоправданное возрастание стоимости транспортировки продукции и в итоге снижает эффективность хозяйственной деятельности и маркетинговой политики продуцентов.
Кроме того, при транспортировке материальных ресурсов часто невозможно избежать последовательности и звенности их перемещения через определенные места перевалки и складирования в процессе организации материально-технического обеспечения и сбыта.
В связи с этим только рациональное построение логистической цепочки и оказание управляющих воздействий на основные факторы, влияющие на процессы перемещения во внешней среде, могут дать субъектам хозяйствования ощутимый экономический эффект.
В нашей стране отдельные разработки и методы логистики (определение максимального размера запасов, расчеты сетевых моделей критического пути, методы решения транспортных задач и др.), давно и хорошо известные в экономической теории, находили применение на практике. Однако некомплексное, разобщенное их использование, неразвитость оперативной информационной связи и компьютерной переработки данных слабо отражались на эффективности локальных и глобальных систем управления материальными, информационными и денежными потоками.
В условиях крупных преобразований в экономике, как правило, всегда наблюдается спад активности в сферах производства и потребления. Переживаемые в странах СНГ изменения не стали исключением. На примере промышленно развитых стран известно, что в период кризисных ситуаций в целях стабилизации экономики обращаются к прогрессивным концепциям управления и оптимизации хозяйственных процессов. Таким образом, основываясь на наблюдаемых закономерностях, на Украине можно ожидать рост интереса к уже имеющимся логистическим разработкам и продолжения активных исследований в этой области, так как логистика представляет собой орудие эффективной организации производства и обращения для рынка и в условиях рынка.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008