Функции и формы организации логистического управления. Часть 2


Функциональная роль структурного подразделения фирмы, курирующего логистику, состоит в планировании, управлении и контроле материальных и иных потоков не только в рамках предприятия, но и за его пределами. Организуя по установленным требованиям материально-техническое обеспечение, сбыт и транспортно-перемещающие работы как единый комплекс, по значимости не уступающий производству, это подразделение объективно оправдывает свое существование не только в оперативной деятельности, но и в стратегических устремлениях предприятия. Так или иначе, удается:

  • достичь ощутимого снижения общих затрат на изготовление и реализацию продукции;
  • повысить способность предприятия быстро адаптироваться к запросам рынка;
  • расширить и укрепить гарантии при сервисном обслуживании потребителей.

Чтобы ускорить внедрение концепции логистики в производственно-хозяйственную деятельность субъектов микро- и макроэкономики, в последние годы во многих странах по данной проблеме стали создаваться специализированные консультативные советы. Обычно такие советы работают по заказам предприятий, сосредоточиваясь над совершенствованием деятельности одного или нескольких ключевых звеньев логистической цепочки. Однако разработка рекомендаций осуществляется в тесной увязке со всей совокупностью других элементов логистической системы. Консультации оказываются на основе комплексных исследований особенностей заказчика и имеющихся апробированных типовых моделей управления потоковыми процессами.
Руководство хозяйственных структур и органов управления обращается в независимые консультативные советы для получения объективного диагноза логистики в действующей системе. Последние не только проводят исследования в области логистики и разрабатывают конкретные предложения по ее совершенствованию, но также осуществляют обучение и мероприятия по повышению квалификации работников логистических подразделений фирмы, аккумулируют, обрабатывают и распространяют опыт других предприятий и регионов.
В крупных логистических системах создаются свои автономные консультативные советы, призванные обеспечить правильность решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных подразделений. Число задач и перечень вопросов, которыми занимаются независимые и автономные консультативные советы, довольно велико. В том числе они осуществляют:
1) Определение стратегических аспектов логистики.
Такая необходимость имеется всегда. Причиной могут выступать: изменение стратегии фирм, разработка новых рыночных концепций, внедрение новых методов производства, прогнозирование динамики спроса, соответствие государство той экономической политике и т. д.
2) Разработку оперативных аспектов логистики.
Сюда можно отнести, например, анализ затрат на логистику, совершенствование существующих систем управления, стандартизацию упаковки, повышение квалификации персонала и пр.
3) Консультирование и исследования по техническим и технологическим аспектам.
Это разработка технологических карт, рекомендации по внедрению методов «точно в срок», «от двери к двери» и других, вопросы реализации новых автоматизированных систем складирования, транспортировки, подготовки продукции к производственному потреблению.
4) Оптимизацию нормативно-правового и информационного обеспечения.
5) Комплексное планирование транспортно-перемещающих работ.
Например, оптимизацию парка транспортных средств, выбор видов
транспорта, разработку методов перевозки опасных, скоропортящихся, крупногабаритных и особо важных грузов, учет требований охраны окружающей среды, техники безопасности и т. д.
6) Разработку рекомендаций по кадровой политике.
То есть может быть оказана помощь в отборе и расстановке кадров, обучении и переподготовке персонала, совершенствовании кадрового менеджмента.
Прежде чем рассмотреть формы организации логистического управления, необходимо максимально полно формализовать функциональное предназначение соответствующих структур.
Очевидно, организационная структура, которая управляет логистической системой, должна выполнять ряд следующих обязательных функций.
1) Формировать и развивать систему логистики, строго придерживаясь концептуальных принципов и положений.
В результате производственно-хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость преобразований в действующей на предприятии (группе предприятий) системе логистики. Нередко эти преобразования могут иметь кардинальный характер. Сам факт периодичности вызван аккумулированием изменений в технологии производства, в организационной, товарной, сбытовой и сервисной политике. В связи с этим осуществляется локальная или общая реорганизация всей логистической системы.
2) Разрабатывать и реализовывать стратегию логистики в соответствии с рыночной стратегией фирмы.
Дееспособность логистической системы определяется стратегической и тактической политикой в области производства, продаж, инвестиций, кадров, технологий. Эти и другие аспекты следует учитывать не только в процессе общего управления, но и при разработке стратегии логистики.
Попутно отметим, что на должностные лица, связанные с управлением логистикой, возложена двойная ответственность.
Во-первых, за своевременное и правдивое информирование руководителей высшего звена о подходах к выполнению принятых решений по направлениям стратегии логистики, а также о реальном положении дел.
Во-вторых, перед исполнителями, за эффективную организацию и согласованность выполняемых работ и мероприятий, а также за доведение по назначению результатов анализа эффективности предложенных изменений, т. е. за эффективность внутрисистемных обратных связей.
3) Комплексно управлять логистической системой с целью рационализации потоковых процессов. Эта деятельность многообразна и включает в себя:

  • управление внешним транспортом;
  • управление внутренним транспортом;
  • планирование и контроль за процессом производства;
  • планирование, организацию и контроль за состоянием всех видов запасов, включая сырьевые, материальные, товарные;
  • планирование, организацию и контроль всех процессов и операций складской переработки ресурсов;
  • руководство отгрузкой с технологических линий;
  • организацию отгрузки и доставки продукции по логистическим цепям;
  • организацию и контроль системы логистического делопроизводства и документооборота;
  • планирование, организацию и контроль за размещением и реализацией заказов;
  • деятельность по управлению информационными потоками;
  • организацию нормативно-правового обеспечения и т. д.

4) Координировать взаимосвязанные функции управления.
Практически все управленческие подразделения в хозяйственных структурах, так или иначе, связаны с логистикой. Исходя из этого, чтобы разделить сферы воздействия и ответственности в каждой конкретной производственно-экономической системе, нужно руководствоваться характером задач, решаемых каждым отдельным подразделением и всей организацией в целом.
5) Решать проблемы специфики и индивидуальности предприятий.
Так, например, предприятия добывающих отраслей и тяжелой промышленности оперируют в основном большим количеством или объемными грузами относительно низкой стоимости. Если же рассмотреть процессы, структуру и состав физического перемещения ресурсов на предприятиях машиностроительных отраслей, то можно отметить обратные параметры - сравнительно небольшие объемы ресурсов при их высокой стоимости.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008