Функции и формы организации логистического управления. Часть 3

Свои особенности имеют предприятия легкой, пищевой, перерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в непроизводственной сфере и т. д.
Помимо особенностей, определяемых принадлежностью предприятия к определенной части экономики, управления и социальной сферы, важнейшее значение при разработке и в управлении логистическими системами имеют индивидуальные особенности хозяйственных структур. Они играют двойную роль.
Во-первых, они не позволяют полностью унифицировать логистический инструментарий, что многообразит практический опыт логистики.
Во-вторых, требуют глубокого, постоянного и комплексного изучения потенциала, состояния и условий деятельности предприятий, что положительно отражается на качестве выполняемых работ и помогает своевременно адаптироваться к окружающей среде.
В соответствии с особенностями предприятия и обусловленными функциями действует различная организация управления логистикой. Принципиально она может иметь централизованный и децентрализованный характер, когда управление реализуется на уровне отдельных подразделений. Исходя из этого управленческая ответственность распределяется между различными структурными звеньями или концентрируется в едином координирующем центре.
В процессе развития логистической концепции, накопления практического опыта и усложнения производственно-хозяйственной деятельности все больше проявляется тенденция к группировке и централизации управления логистическими системами. Системный подход, выражаемый через централизацию в логистике, помогает эффективно использовать механизм внутрифункциональной кооперации в организационной структуре, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций и противоречий.
Централизованное руководство обеспечивает максимальную эффективность издержек логистики, согласованность целей и задач, синхронность действий и дополнительный синергический потенциал.
Подходы к группировке и степени централизации зависят от многих факторов. В первую очередь от рыночной среды, вида и ассортимента предмета управления логистики (товаров, денежных средств, информации), а также особенностей субъектов логистической системы.
Так, одни предприятия, реализующие развернутый ассортимент продукции на широком товарном рынке по отрегулированным каналам распределения, стремятся сгруппировать все виды деятельности по обслуживанию рынка и централизовать управление ими.
Другим, наоборот, невыгодно централизовать управление логистической деятельностью в связи с приобретением или сбытом ограниченной номенклатуры продукции на ограниченных сегментах рынка. Для этих предприятий более характерна тенденция к внедрению элементов системы логистики в децентрализованную структуру управления ресурсными подразделениями.
Следует заметить, что менеджеры по логистике отвечают не только за транспорт, систему перемещения и доставки продукции, но также управляют работой складского хозяйства, регулируют развитие производственной инфраструктуры, контролируют производственные планы и программы, управляют запасами, корректируют деятельность по продаже товаров и выполнению заказов. Помимо этого, в их обязанности входит координация логистических процессов во внесистемных структурах, проведение исследований в области логистики, деятельность по совершенствованию логистической системы, управление материально-техническим обеспечением, формирование хозяйственных связей, анализ поступающей информации и многое другое.
В настоящее время среди промышленных предприятий, кредитно-финансовых учреждений, организаций социальной сферы и посреднических структур преобладает централизованная форма управления логистикой.
Однако даже в этом случае организационное построение логистических систем может быть различным. Оно зависит от размеров предприятий, масштабов их деятельности, концепции управления, отрасли экономики, рыночной ситуации, уровня внутрисистемной и межсистемной интеграции и других факторов.
Качество самого процесса управления очень зависит от двух важнейших факторов:

  • состояния информационной подсистемы;
  • состояния материально-технической базы логистики.

Первый влияет на качество планирования, организации контроля за информационным потоком, обеспечивающим осмысленность последующих действий.
Второй влияет на качество выполнения самих работ и операций. В соответствии с концепцией логистики при организации производственно-хозяйственной деятельности предприятия следует руководствоваться в первую очередь интересами заказчиков (покупателей). Исходя из этого построение и развитие любой организационной структуры логистической системы должно базироваться на анализе маркетинговой информации. На основе данных о потребностях контрагентов (желательного времени, периодичности поставок, размеров партий, вида упаковки и других требований) разрабатывается оптимальная модель логистической системы управления, начиная с операции по обработке заказов покупателей и заканчивая формированием хозяйственных связей с поставщиками для материально-технического обеспечения собственного производства.
В логистической системе должно быть достигнуто оптимальное соотношение в удовлетворении противоречивых интересов различных структурных подразделений: маркетинговых, производственных, транспортных, складских и др.
Объективно, в основе деятельности различных служб лежат принципиально разные стремления. Понятия рациональности и оптимальности выполняемых работ с точки зрения «местнических» интересов также существенно различаются. Проиллюстрируем данные наблюдения.
Так, принципы маркетинга являются отражением интересов потребителя и предполагают высокую ритмичность, надежность и регулярность поставок необходимого покупателям качества товара, а также соответствие ассортимента спроса и выпуска продукции, что, в конечном счете, ведет к диверсификации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, снижению запасов и расширению ассортимента.
В то же время интересы производственных структур предприятия и оперативно-производственное планирование исходят из принципов снижения производственных затрат. Наиболее простой путь для достижения этой цели — увеличение размеров партий изделий и максимальное сокращение числа переналадок в технологическом процессе. А это ведет к увеличению запасов и сужению ассортимента выпускаемой продукции.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008