Функции и формы организации логистического управления. Часть 4

С другой стороны, управление транспортом требует максимального увеличения объема одномоментно поставляемых грузов. Это отражается снижением ритма поставок, увеличением складских запасов, как у поставщиков, так и у отдельных потребителей.
Складское же хозяйство на стадии сбыта субъективно стремится к минимизации складских затрат, связанных с хранением и переработкой готовой продукции, что в конечном счете ведет к уменьшению складских запасов, у продуцента и увеличению их у покупателей.
Все это значительно снижает степень надежности функционирования всей системы сбыта продуцента. Конкурентные позиции предприятия на рынке ухудшаются.
Отсутствие на предприятии единой логистической концепции по регулированию потоковых процессов проявляется в разобщенности действий функциональных отделов фирмы.
На практике часто вместо объединенных усилий для достижения общих целей между подразделениями предприятия возникает своеобразная конкуренция. Положение усугубляется тем, что позиции отделов и подразделений в фирме могут меняться по отношению друг к другу в зависимости от проводимой продуцентом на рынке товарной стратегии.
Например, отдел закупок (снабжения) стремится сохранить и поддержать высокий уровень запасов, чтобы обеспечить бесперебойность подачи материальных ресурсов производству.
В то же время производственные отделы, не полагаясь на службы снабжения, часто самостоятельно стремятся содержать подготовительный и страховой запасы. Для них обеспечение непрерывности производственных процессов важнее расходов, которые затем перекладываются на себестоимость готовой продукции.
В результате на предприятии повышается общий уровень производственных запасов, а конкуренция между снабженческими подразделениями ведет к несогласованности действий, которая, как показывает практика, отрицательно сказывается на ритмичности загрузки производственных мощностей.
Противоречия в функциональной деятельности наиболее наглядны в системе сбытовых служб. На этапе реализации в отличие от складского хозяйства, стремящегося уменьшить запасы, отдел сбыта и другие маркетинговые службы поддерживают соответствующий количественный и ассортиментный уровень запасов готовой продукции, чтобы обеспечить готовность предприятия к быстрому реагированию на конъюнктуру спроса.
Чтобы скорректировать и объединить усилия функциональных подразделений снабжения, производства и сбыта, предприятие необходимо рассматривать как систему, в которой потоковые процессы должны проходить не автономно, а иметь сквозную направленность. Для этого на основе стратегических целей избираемой политики, которая динамична и зависит от воздействия внешних факторов, а также исходя из потенциала предприятия необходимо разработать соответствующую логистическую концепцию.
Исходя из рыночной стратегии хозяйственной структуры и отражающих ее задач логистика помогает структурным, функциональным подразделениям снабжения, производства, сбыта и управления решить проблемы этих подразделений в вопросах управления материальными и информационными потоками. Для этого качественным критерием оценки дееспособности логистической системы выступает уровень обслуживания узловых служб предприятия. Эти службы критически контролируют логистические услуги и помогают раскрыть слабые стороны действующей системы.
Одновременно со своей стороны логистика контролирует деятельность большинства служб и подразделений и раскрывает потенциальные возможности для рационализации их функций на предприятии.
Основным условием для взаимного контроля является разграничение областей ответственности.
Создание централизованных структур логистики помогает отдельным функциональным подразделениям подняться выше своих узких интересов, преодолеть конфликтность целей. Независимо от особенностей субъекта хозяйствования в основе логистического управления должны лежать гибкие организационные структуры, которые обеспечивали бы ликвидацию, а в дальнейшем препятствовали возникновению искусственных границ между отделами и службами предприятия.
Следует отметить, что требование централизации логистического управления может быть реализовано не только путем создания самостоятельного отдела логистики. На малых и близких к ним средних предприятиях достаточно сформировать группу логистического управления, наделенную соответствующими полномочиями.
Природа логистики допускает существование типовых логистических моделей, соответствующих общим характерным признакам какой-либо группы предприятий. Однако разработать универсальную в применении типовую логистическую концепцию микроэкономического характера по всем параметрам практически невозможно. В каждом конкретном случае она должна отражать все мельчайшие особенности отдельных хозяйственных структур. Только тогда может быть получен максимальный эффект и достигнута высшая степень сопряженности внешних и внутренних факторов, влияющих на адаптацию предприятия к рыночным изменениям.
Реализация логистической концепции часто требует не только изменения традиционной структуры и способов управления на предприятии (группе предприятий), но и соответствующего уровня профессиональной подготовки специалистов. От руководителей подразделений и персонала требуется умение анализировать возникающие ситуации с точки зрения причастности к получению синергического эффекта. Они должны видеть перспективы развития с учетом динамики рынка, взаимосвязи и взаимозависимости производства, снабжения, маркетинга, сбыта, распределения, транспорта, средств коммуникации и т. д. Такое мировоззрение требует переподготовки кадров, специализирующихся на вопросах, относящихся к сфере логистики.
Максимальный эффект в достижении единых стратегических целей можно достичь лишь в процессе труда коллектива единомышленников.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008