В системе рыночных отношений экономические структуры, особенно
малого и среднего потенциала, регулярно сталкиваются с проблемой, как
выбрать отдельному предприятию верное направление развития. Когда нет
централизованного учреждения, занимающегося общим планированием, все
проблемы поставок, производства и сбыта приходится решать
самостоятельно. При этом оценка выбранных направлений развития и
методология достижения целей страдают субъективизмом, а система
контроля может быть слишком либеральной или предвзятой.
В условиях
рынка ни один товаропроизводитель не может заранее быть полностью
уверен в том, что, начиная производство и реализацию какой-либо
продукции, он окупит все свои затраты. Динамичность ситуации и
неопределенность перспективы требуют от предприятия высокой степени
готовности к поставкам и быстрой реакции на изменение спроса.
При
отсутствии дефицита на товарном рынке и наличии широких возможностей
выбора товаров соответствующего качества на передний план в рейтинге
мотиваций выступает срок поставки. Потребитель должен получить нужную
ему продукцию в точно определенное время, иначе он может обратиться к
поставщику-конкуренту, который в состоянии выполнить данное
требование.
Чревато отставание и в совершенствовании ассортимента
выпускаемой продукции. Производство должно быть организовано таким
образом, чтобы можно было в самый последний момент внести нужные
изменения в изделие, реализовать имеющиеся в настоящее время
достижения в технике, технологии, дизайне. Рыночные отношения
поощряют способность продуцента развивать одновременное производство
большого ассортимента изделий. Недостаток в предложении товаров при
наличии платежеспособности потребителей ведет к уменьшению спроса на
продукцию товаропроизводителя.
В конечном итоге задача продуцента
сводится к следующему:
- без участия централизованных плановых органов знать, что нужно покупателю;
- организовать соответствующее производство и таким образом регулировать его, чтобы оно было максимально эффективным не только с точки зрения рентабельности, но и соответствия потенциальных возможностей конъюнктуре рынка;
- создать систему обеспечения и реализации, синхронизированную по всем параметрам производственно-хозяйственной деятельности;
обеспечить доставку продукции нужного качества в нужное время и в нужное место при минимальных совокупных затратах.
Независимость товаропроизводителей стоит дорого, если учесть, что продуценту необходимо самостоятельно выполнить множество функций не только в сфере производства, но и в сфере обращения, особенно при сбыте продукции.
- Формирование и стимулирование спроса.
- Поиск и получение заказов на выпускаемую продукцию, их постоянная и качественная обработка.
- Планирование, организация и контроль товарооборота.
- Осуществление транспортно-перемещающих работ.
- Выполнение складских работ и операций по подготовке продукции к производственному потреблению.
- Комплектование и упаковка продукции.
Формирование и развитие системы послепродажного сервиса и т. д.
Если принять во внимание, что все это выражается в натуральных
единицах: штуках, тоннах, метрах, денежных единицах, километрах
пробега, литрах, площадях и временных интервалах, а также учесть
абстрактные критерии: хорошо, плохо, надежно, красиво, целесообразно,
рационально и т. д. и что при этом все категории оценок должны быть
оптимально согласованы, то можно прийти к выводу, что для
устойчивости положения и полных гарантий каждому предприятию следует
иметь собственный институт планирования, чтобы обеспечить
соответствие производственно-хозяйственной и коммерческой
деятельности спросу и перспективам развития.
В связи с этим
следует заметить, что если осуществлять функции
материально-технического обеспечения, производства, сбыта и поставок
обособленно друг от друга, то нужно прилагать огромные усилия, чтобы
поддержать эффективность всесторонней деятельности предприятия на
должном уровне. Даже локальные научные подразделения не всегда
справляются с этим. Выход в том, чтобы интегрировать многочисленные
материальные, информационные и денежные потоки, управлять ими из
одного координационного центра. В этом случае, и практика это
доказывает, рыночная эффективность производства резко возрастает,
повышается качество продукции, совершенствуется сервис,
предоставляемый покупателям.
Исходя из этого можно утверждать, что
подразделение логистики, создаваемое на предприятии, становится
аналитической и управленческой структурой, которая изучает,
рассчитывает, оптимизирует и планирует потоковые процессы на всех
уровнях. Данная структура позволяет организовать движение материалов,
денег, информации, товаров, энергии и людей как единый процесс,
снижая сбои и затраты производственно-хозяйственной и коммерческой
деятельности до минимума.












