При создании макро- и микрологистических систем особое внимание
уделяется формированию логистических цепей.
В качестве условных
синонимов логистической цепи на макроуровне в экономической
литературе используются такие понятия, как логистический канал, канал
распределения, канал товародвижения и др.
В Германии термин
«логистическая цепь» распространен настолько, что даже
получил отражение в одном из национальных стандартов.
Сущность
логистической цепи довольно полно раскрывается в ее
определении.
Логистическая цепь — это линейно упорядоченное
множество конкретизированных субъектов (подразделений, физических
и/или юридических лиц, (производителей, посредников, складов общего
пользования и др.), осуществляющих логистические операции по
доведению материального потока от одного логистического звена до
другого (в случае производственного потребления) или до конечного
потребителя (в случае непроизводственного или личного потребления).
В
простейшем случае, когда логистическая система характеризует ся как
система с прямыми связями, логистическая цепь состоит из поставщика и
потребителя. В более сложных случаях при функционировании
эшелонированных логистических систем рассматриваемая цепь может иметь
древовидную структуру или вид ориентированного графа с циклами
(гибкая логистическая система).
По сути, логистические цепи
представляют собой взаимосвязанные пути движения материальных,
информационных, денежных и иных потоков.
При системном подходе
логистические структуры являются объединением многих логистических
цепей: технологических, организационных, управляющих, которые
соединяют все звенья не только в сфере обращения на этапах
материально-технического обеспечения предприятия и реализации готовой
продукции, но и в процессе производства.
Чтобы наглядно
представить организационную структуру логистических систем, между
логистическими звеньями протягивают логистические цепи.
Время от
времени подходы к выделению логистических звеньев претерпевают
некоторые изменения. В настоящее время при формировании логистических
цепей выделяют следующие звенья.
- Генераторы (источники) материальных потоков.
- Трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на стадии закупки.
- Трансформационные центры и пункты в местах производства продукции.
- Трансформационные центры и пункты для физического распределения и отправки готовой продукции.
- Трансформационные центры и пункты торговых, транспортных и других посреднических структур, преобразующих материальные потоки на пути доставки готовой продукции потребителям.
Пункты назначения (потребители) материальных потоков.
В процессе формирования логистических цепей и при оценке данной
деятельности большое значение имеет показатель — коэффициент
звенности товародвижения.
Коэффициент звенности товародвижения
представляет собой среднее число звеньев, которое проходит
материальный поток при движении от производителя к конечному
потребителю.
Обобщенно коэффициент звенности показывает, сколько
раз товар был продан в сфере обращения.
Различают два вида
коэффициента звенности материалопотоков.
- Торгово-организационный.
Складской.












