Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также
выбор транспортных средств, расстояние транспортировки и другие
факторы.
Таким образом, можно заключить, что напряженность
материального потока — это интенсивность перемещения
материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции, а мощность
материального потока — это объемы продукции, перемещаемые за
единицу времени (сутки, месяц, год).
Показатели мощности и
напряженности материальных потоков nail рямую зависят от состояния
инфраструктуры субъекта хозяйствования, выбранной логистической
системы по управлению процессами производства и обращения, от
стратегии предприятия и т. д.
Изучение материальных потоков
затрудняется без характеристики пути перемещения материальных
ресурсов. Для внешних материальных потоков пользуются понятиями
«логистический канал» и «логистическая цепь».
Для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются
понятиями: русло материального потока, глубина русла, векторная
направленность русла.
Русло материального потока — это путь
движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от
источника генерации до пункта назначения.
Глубина русла —
это потенциальная мощность материального потока по данному пути
перемещения. Другими словами, это максимально возможные объемы
материальных ресурсов, вместимые в действующий путь движения за
единицу времени без организационных и технологических
преобразований.
Векторная направленность русла — это
направление движения материального потока внутри логистической
системы. Она может быть:
- вертикальной;
горизонтальной.
Вертикальная векторная направленность русла — это
перемещение материальных ресурсов в последовательности
снабжение—производство—сбыт.
Горизонтальная векторная
направленность русла — это перемещение ресурсов, которое
осуществляется между структурными подразделениями и рабочими местами
одной сферы, например на транспорте, в складском хозяйстве или в
производстве и т. д.
Как уже отмечалось, на выбор пути движения
материальных потоков в логистической системе влияет много факторов.
Задача логистики заключается в том, чтобы организовать процессы
перемещения, которые в совокупности были бы наиболее оптимальными для
данной сферы или логистической системы в целом.
Соединение двух
последовательных стадий управления материальным потоком означает, что
количество вариантов резко возрастает в несколько десятков раз.
Аналогично можно подойти к разработке вариантов управления
материальным потоком непосредственно в процессе производства или на
стадии перемещения готовой продукции от рабочего места на центральный
склад предприятия, а также от центрального склада готовой продукции
до участка погрузки на транспорт-ные средства.
Очевидно, что
количество вариантов при сквозном управлении материальными потоками
на предприятии может составлять несколько сотен.
Концепция
логистики с помощью экономико-математических методов, моделирования и
логистического подхода помогает пользователю выбрать наиболее
оптимальный вариант, являющийся максимально эффективным для
достижения целевых установок.
В связи с введением в логистике
понятия «материальные потоки» процессы управления ими
разделяются на две сферы: материальное управление и материальное
распределение.
Материальное управление — это планирование,
организация и управление перемещением материальных ресурсов и
полуфабрикатов на пути к предприятию и в его пределах.
Материальное
распределение — это распределение готовой продукции среди ее
потребителей и организация доставки к месту назначения.
Эти
понятия включают комплексный подход к решению ряда задач, связанных с
установлением хозяйственных связей, производством, транспортровкой,
погрузо-разгрузочными работами, складированием, распределением
товарной массы, обслуживанием потребителей и т. д.
При таком
подходе материальное управление представляет собой сферу деятельности
значительно шире, чем материально-техническое обеспечение, а
материальное распределение соответственно шире, чем сбыт готовой
продукции. При этом транспортная деятельность рассматривается как
единый процесс и включается одной стороной в материальное управление,
а другой — в материальное распределение.
При традиционном
подходе к процессам транспортировки относят доставку материальных
ресурсов и готовой продукции, осуществляемую транспортными
средствами, а также погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на
подъездных путях.
В логистических же системах транспортные работы
включают любые перемещения материалов и продукции на любом участке
системы. Работы такого характера называют не транспортными, а
транспортно-перемещающими. Сюда подпадают все операции, которые
осуществляются при поступлении материальных ресурсов на предприятие,
при их движении в процессе производства от одного рабочего места к
другому, и даже перемещение полуфабрикатов в рамках производственной
операции (установка, поворот, съем и т. д.).
Все эти работы, а
также перемещение готовой продукции за пределы предприятия в сферу
обращения и доведение ее до сферы потребления в логистических
системах образуют единый транспортно-пере-мещающий комплекс.
Разделение транспортно-перемещающих работ по сферам материального
управления и материального распределения носит условный характер.












