Материальный поток и его характеристики. Часть 3

Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также выбор транспортных средств, расстояние транспортировки и другие факторы.
Таким образом, можно заключить, что напряженность материального потока — это интенсивность перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции, а мощность материального потока — это объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год).
Показатели мощности и напряженности материальных потоков nail рямую зависят от состояния инфраструктуры субъекта хозяйствования, выбранной логистической системы по управлению процессами производства и обращения, от стратегии предприятия и т. д.
Изучение материальных потоков затрудняется без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. Для внешних материальных потоков пользуются понятиями «логистический канал» и «логистическая цепь». Для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются понятиями: русло материального потока, глубина русла, векторная направленность русла.
Русло материального потока — это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения.
Глубина русла — это потенциальная мощность материального потока по данному пути перемещения. Другими словами, это максимально возможные объемы материальных ресурсов, вместимые в действующий путь движения за единицу времени без организационных и технологических преобразований.
Векторная направленность русла — это направление движения материального потока внутри логистической системы. Она может быть:

  • вертикальной;
  • горизонтальной.

Вертикальная векторная направленность русла — это перемещение материальных ресурсов в последовательности снабжение—производство—сбыт.
Горизонтальная векторная направленность русла — это перемещение ресурсов, которое осуществляется между структурными подразделениями и рабочими местами одной сферы, например на транспорте, в складском хозяйстве или в производстве и т. д.
Как уже отмечалось, на выбор пути движения материальных потоков в логистической системе влияет много факторов. Задача логистики заключается в том, чтобы организовать процессы перемещения, которые в совокупности были бы наиболее оптимальными для данной сферы или логистической системы в целом.
Соединение двух последовательных стадий управления материальным потоком означает, что количество вариантов резко возрастает в несколько десятков раз. Аналогично можно подойти к разработке вариантов управления материальным потоком непосредственно в процессе производства или на стадии перемещения готовой продукции от рабочего места на центральный склад предприятия, а также от центрального склада готовой продукции до участка погрузки на транспорт-ные средства.
Очевидно, что количество вариантов при сквозном управлении материальными потоками на предприятии может составлять несколько сотен.
Концепция логистики с помощью экономико-математических методов, моделирования и логистического подхода помогает пользователю выбрать наиболее оптимальный вариант, являющийся максимально эффективным для достижения целевых установок.
В связи с введением в логистике понятия «материальные потоки» процессы управления ими разделяются на две сферы: материальное управление и материальное распределение.
Материальное управление — это планирование, организация и управление перемещением материальных ресурсов и полуфабрикатов на пути к предприятию и в его пределах.
Материальное распределение — это распределение готовой продукции среди ее потребителей и организация доставки к месту назначения.
Эти понятия включают комплексный подход к решению ряда задач, связанных с установлением хозяйственных связей, производством, транспортровкой, погрузо-разгрузочными работами, складированием, распределением товарной массы, обслуживанием потребителей и т. д.
При таком подходе материальное управление представляет собой сферу деятельности значительно шире, чем материально-техническое обеспечение, а материальное распределение соответственно шире, чем сбыт готовой продукции. При этом транспортная деятельность рассматривается как единый процесс и включается одной стороной в материальное управление, а другой — в материальное распределение.
При традиционном подходе к процессам транспортировки относят доставку материальных ресурсов и готовой продукции, осуществляемую транспортными средствами, а также погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые на подъездных путях.
В логистических же системах транспортные работы включают любые перемещения материалов и продукции на любом участке системы. Работы такого характера называют не транспортными, а транспортно-перемещающими. Сюда подпадают все операции, которые осуществляются при поступлении материальных ресурсов на предприятие, при их движении в процессе производства от одного рабочего места к другому, и даже перемещение полуфабрикатов в рамках производственной операции (установка, поворот, съем и т. д.).
Все эти работы, а также перемещение готовой продукции за пределы предприятия в сферу обращения и доведение ее до сферы потребления в логистических системах образуют единый транспортно-пере-мещающий комплекс. Разделение транспортно-перемещающих работ по сферам материального управления и материального распределения носит условный характер.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008