Особенности моделирования логистических систем. Часть 3

При использовании имитационного моделирования следует учитывать два основных недостатка. Во-первых, это высокая стоимость данного метода исследований. Она складывается из затрат на оплату труда высококвалифицированных специалистов — программистов, а также из затрат на использование большого количества машинного времени, так как данный метод требует многочисленных прогонов программы.
Кроме того, следует отметить, что модели, разрабатываемые с помощью имитационного моделирования, ориентированы на конкретные условия и обычно не тиражируются.
Во-вторых, велика возможность ложной имитации. Так как не только потоковые, но и другие процессы в логистических системах имеют вероятностный характер, то они поддаются моделированию при условии введения определенных допусков по ряду параметров.
В этой связи широкую известность получил так называемый метод «ПОРТФОЛИО». Он заключается в том, что различия внутри рассматриваемых признаков сводятся к нескольким грубым, но достаточно эффективным оценкам по принципу «много-мало» или «далеко-близко». В условиях неопределенности воздействующих факторов и неточности исходной информации такие оценки вполне приемлемы. Кроме того, совершенствование метода «ПОРТФОЛИО» в каждом конкретном случае позволяет получать и регулировать достаточно много параметров из комбинации рассматриваемых условий.
Типичная логистическая система состоит из определенного количества элементов и соответствующих отношений (взаимосвязей). Чтобы преобразовать традиционные формы и методы управления производственно-хозяйственной деятельностью, в логистике необходимо все процессы управления материальными, денежными, информационными потоками изменить так, чтобы можно было контролировать динамику времени, количества, качества, состава, затрат и других параметров. Это резко повышает эффективность процессов управления.
Приступая к формированию логистической системы, прежде всего, следует перестроить весь традиционный механизм управления и выработки управляющих воздействий, в том числе принятия решений на исполнительном уровне.
Выбираемые параметры, определяющие тенденции и характер развития тех или иных процессов, выполняют двойственную роль. Во-первых, они сами являются целью планируемых изменений, а во-вторых, они выступают в качестве предельных значений (ограничений при выработке управляющих воздействий, а также при принятии решений по управлению потоковыми процессами в системе).
Непрерывно меняющиеся условия производственно-хозяйственной деятельности, самого управления потоковыми процессами влияют на методику разработки альтернативных вариантов создания и совершенствования логистических систем. При изменении целей управления и планирования меняется также модель логистической системы. Однако во всех случаях в качестве интегрального фактора изменений выступают совокупные затраты, связанные с управлением и движением материальных, денежных, информационных и иных потоков.
Прогрессивность любой логистической системы выражается через следующие важнейшие аспекты.
1. Уровень организационного и правового обеспечения. Он определяется характеристикой организационных структур и особенностями их функционирования в процессе решения управленческих задач (этапность, расстановка приоритетов, наличие схем управления и моделирования работ), наличием конструктивных планов решения задач в оперативной и стратегической производственно-хозяйственной деятельности, которые разрабатываются на основе логистической концепции и отличаются многовариантностью путей их реализации. Данный аспект характеризуется степенью исполнения должностных положений, критериями саморегулирования и самоконтроля функциональных подразделений и другими факторами.
2. Уровень информационно-технического обеспечения.
Данное обеспечение и его уровень связаны с наличием исходной и текущей информации, ее эффективной обработкой для решения задач управления, определением путей и сроков решения поставленных задач, критериями оценки, методами решения, наличием необходимой технической и технологической базы и другими факторами. Они дают возможность получать объективные результаты, осуществлять рациональные действия в обработке информации, оптимизировать расчеты, а также логистически увязать решения множества управленческих задач.
3. Качество оперативного управления.
Оно определяется знанием потенциала производственно-хозяйственной системы, объективной оценкой реального состояния производства и управления, а также установкой перспектив на основе их! соотношения. Данный аспект характеризуется также наличием конкретных показателей процесса управления, возможностью их регулирования в соответствии с коррекцией целей, возможностью эффективной выдачи управляющих воздействий, а также соответствием первоначальной и последующей реакций на воздействие факторов-раздражителей внешнего и внутреннего порядка.
4. Содержательность экономической базы.
Экономическая база логистических систем характеризуется ресурсами, привлекаемыми в процессе управления материальными, денежными и информационными потоками, а также реализуемыми возможностями в ходе производственно-хозяйственной деятельности, обусловленными требованиями к ассортименту и качеству продукции, сроками ее доставки, знанием рынков сбыта и особенностями материально-технического обеспечения, требованиями делового сервиса, стимулированием работ и другими факторами, которые определяют сущность экономической базы логистики.
Исходя из этого моделирование управления потоковыми процессами на основе логистической концепции' фактически невозможно без квалифицированного совместного взаимодействия профессионалов различного профиля: управленцев, экономистов, математиков, инженеров, программистов и др. Вклад этих специалистов в построение логистических систем и их эффективное функционирование практически равнозначен. Только при комплексном подходе анализ производственно-хозяйственной деятельности и социально-экономической ситуации будет объективным, а их оценка будет основываться на принципах моделирования логистических систем. При этом формы реализации принимаемых решений в процессе управления материальными, денежными и другими потоками могут не укладываться в традиционные представления и штампы, что всемерно обогащает не только практический опыт, но и теоретические исследования.
Создание наиболее эффективной модели управления обычно предполагает разработку различных альтернативных моделей логистических систем. При этом разработка альтернативных вариантов и отбор наиболее эффективных из них осуществляется с помощью достаточно абстрактного критерия, имеющего название «что, если», и методов оценки в рамках данного критерия. Данный подход дает возможность в каждом отдельном варианте модели логистической системы обозначить рамки и формы взаимосвязей между объектами и субъектами управления на основе принципа равных затрат, выявить тупиковые точки, возможные препятствия (территориальные, географические, производственные, финансовые, транспортные, организационные, законодательные и т. д.), потери, а также глубже исследовать многообразные аспекты рыночных отношений.
Логистическое моделирование позволяет сопрягать не только возможные связи в условиях динамики существующего рынка, но и вероятностные отношения в прогнозируемом рынке.
Комбинирование таких составляющих, как мотивы, потребители, продуценты, товары, места складирования и трансформации потоков, транспорт, формы поставки, сервис, персонал, технология работ и т. д., выявляет и расширяет прогрессивный потенциал взаимосвязей всех звеньев, предметов и явлений потоковых процессов. При этом следует заметить, что имеющийся потенциал является лишь исходным моментом в моделировании. Достижение поставленных конечных целей предполагает постоянное развитие всех согласуемых элементов на основе логистических принципов (синергичности, гибкости, инициативности).
Такой характер моделирования управления логистическими системами имеет место, как на макро -, так и на микроуровне.
Обзорно методику логистического подхода в процессе моделирования можно свести к следующим основным этапам.

  • На основе объективной информации и анализа нескольких субъективных оценок определяются вероятные значения по каж-1 дому конкретному элементу и фактору, которые относятся к тому или иному этапу исследований или явлению.
  • Производится последовательный выбор совокупности сопрягаемых значений из общего диапазона, исходя из приоритета распределения вероятностей отбираемых значений. Другими словами, формируется альтернатива.
  • Путем формирования новой совокупности значений разрабатывается очередная альтернатива. Процесс повторяется до тех пор, пока полученные конечные результаты не будут оптимально увязаны с общей экономической конъюнктурой, конкретной производственно-хозяйственной ситуацией, субъективным мышлени-1 ем человека и формализованными целями.

На моделирование логистических систем, и в частности, на разработку технологии отдельных логистических процессов, большое влияние оказывают различия в условиях деятельности предприятий и даже, аналогичных подразделений (складов, магазинов) в рамках предприятия. Поэтому выбор того или иного варианта модели управления потоками не всегда может быть однозначным и окончательным. В связи с этим процедуры логистического управления содержат определенные ограничения и допущения, особенно на стадии выполнения экономико-математических исследований.
В любом случае процесс логистического управления материальными и иными потоками должен позволять выполнять определенные действия.

  • Достаточно точно определять последствия принимаемых решений в процессе управления и соответствующие затраты, связанные с решением логистических задач при четком обосновании и соблюдении уровня и меры ответственности конкретного органа (звена) управления и должностного лица.
  • Осуществлять полноценный комплексный учет влияния различных воздействующих факторов как внутреннего, так и внешнего: характера с целью расчета и соизмерения затрат по различным альтернативным вариантам моделей в соответствии с поставленными целями и подцелями.
  • Максимально использовать унифицированные методы решения задач и логистические процедуры для минимизации затрат, связанных с моделированием и модулированием логистических систем управления.
  • Оптимизировать сравнение фактических и планируемых результатов решения стратегических и оперативных задач управления потоковыми процессами.
  • Совершенствовать методологию и аппарат моделирования путем улучшения качественных и количественных параметров в процессе планирования деятельности логистических систем и реализации управленческих решений.

Имеющийся практический опыт показывает, что основной отличительной чертой форм и технологий экономико-математического моделирования логистических процессов является максимально возможное отображение результатов их производственно-хозяйственной деятельности. Это дает возможность не только осуществлять необходимые оценки с очень высокой степенью точности и на основе этого принимать соответствующие управленческие решения, но и рационализировать сам процесс управления.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008