Важнейшую роль в разработке и создании логистических систем играет
процесс моделирования.
Моделирование — это особая форма
эксперимента, которая заключается в исследовании объекта на его
модели.
В настоящее время теория логистики и имеющийся
практический опыт позволяют свести многообразие особенностей движения
материальных, денежных и других ресурсов, а также информации на
отдельных предприятиях к ограниченному числу стандартных моделей.
Такой подход сокращает время и экономит значительные средства на
создание индивидуальных алгоритмов и программ.
В связи с этим все
логистические субъекты классифицируются по различным признакам.
Так,
по типу производства предприятия делятся на:
- единичные;
- серийные;
массовые.
По характеру технологических процессов на:
- непрерывные;
дискретные.
Применяются также особые признаки, по которым осуществляется классификация логистических субъектов.
- По структуре поставщиков (потребителей).
- По средней удаленности поставщиков (потребителей).
По уровню интеграции с другими предприятиями и т. д.
Чем большее количество признаков, характеризующих особенности
предприятия, привлекается для идентификации моделей, тем более точно
они соответствуют реальным условиям, а, следовательно,
соответствующие программы расчетов дают меньше ошибок и сбоев в
работе.
По характеристикам множества параметров определяют
приемлемость одной из имеющихся стандартных моделей и выбирают паи
лучшие алгоритмы управления и программы управления потоковыми
процессами.
Затем, располагая нормативными значениями для
различных категорий и классов моделей, можно установить отклонение от
них фактических параметров в системе управления материальными,
информационными и другими потоками конкретного предприятия,
определить так называемые «допуски», выявить имеющиеся
дефекты и разработать мероприятия по их устранению.
Природа
моделирования основывается на определении подобия рассматриваемых
систем или процессов, которое может быть полным или частичным. По
данному признаку все модели экономических систем делятся на две
категории:
- изоморфные;
гомоморфные.
Изоморфные модели — модели, включающие все характеристики
реального субъекта и их соответствие является полным. В том случае,
если можно создать изоморфную модель и наблюдать ее функционирование,
то полученные результаты уверенно можно проецировать на деятельность
реального объекта, что помогает прогнозировать его поведение в
ожидаемых условиях.
В основе гомоморфных моделей лежит неполное
подобие выбранной модели изучаемому объекту. Другими словами, подобие
является частичным. В этом случае некоторые аспекты функционирования
реального объекта могут не поддаваться моделированию совсем. В
логистике данный недостаток преобразуется в преимущество —
упрощается построение модели и интерпретация результатов
исследований.
Следует подчеркнуть, что при моделировании
логистических систем полного подобия просто не может быть. Речь идет
о максимальном повышении степени подобия.
Важнейшей
характеристикой логистических моделей является их материальность. По
этому признаку они делятся на два класса:
- материальные;
абстрактные.
Материальные модели в логистике, как и в других случаях,
воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и
функциональные характеристики изучаемого субъекта или процессов. В
качестве примера можно привести создание уменьшенных макетов
предприятий и отдельных подразделений, входящих или не входящих в
логистическую систему, что позволяет решить задачу оптимального
размещения оборудования, организации грузовых потоков, дислокации
материальных ресурсов, создания соответствующей инфраструктуры.
Очень
часто в логистике единственным способом моделирования является
абстрактное моделирование. Оно, в свою очередь, по способу выражения
может быть:
- символическим;
математическим.












