Приступая к созданию логистических систем, на начальном этапе
изучается та совокупность целей (подцелей), которая влияет на
взаимодействие элементов данной системы и которая затрагивает такие
определяющие аспекты, как удовлетворение спроса на рынке, количество
предприятий, входящих в логистическую систему, их мощность и
размещение, обслуживаемую территорию, персонал и др. Ограничениями
при этом выступают уровень рентабельности, обеспеченность
материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными
ресурсами.
Система приоритетов, целей, а также подходы и методы
разрешения различных проблем определяют алгоритм построения
логистических моделей, а также принципы и характер взаимодействия на
уровнях систем, подсистем, субсистем, звеньев, отдельных
элементов.
Любая действующая экономическая система, в том числе
логистическая, функционирует при наличии определенных противоречивых
интересов ее структурных элементов. В единой логистической системе
взаимодействие между составляющими компонентами предполагает поиск
последовательных компромиссов, который в традиционных экономических
системах осуществлялся интуитивно, без всестороннего применения
математических и технических возможностей.
Характер взаимодействия
систем и подсистем может быть различным. В основу положена политика
обслуживания потребителей, стабильность производства, торговля или
финансовая политика и т. д.
Особое значение имеет согласованность
действий систем в нестандартных и непредвиденных ситуациях.
Внутрисистемное логистическое взаимодействие предусматривает
возникновение экстремальных ситуаций. Изначально технология
логистического управления разрабатывается с учетом возможных
нестандартных ситуаций в условиях неопределенности. При этом
используется все то положительное, что может быть полезным в
сложившихся обстоятельствах.
Методология логистического управления
позволяет на основе системного анализа обеспечить довольно высокую
предсказуемость развития событий. Многовариантность логистического
планирования и программирования позволяет быстро адаптировать
управление материальными, денежными, информационными и иными потоками
к адекватному внешнему воздействию. Это помогает разработать гибкий
алгоритм взаимодействия логистических систем, подсистем, субсистем и
звеньев в процессе управления на долгосрочной основе.
Практика
хозяйствования показывает, что в современных условиях эффективность
управления потоковыми процессами резко падает, если отдельные
элементы, субъекты и сферы управления не согласовываются друг с
другом. Логистические системы углубляют взаимодействие и интеграцию
всех ее составляющих. Высокая эффективность принимаемых логистических
решений основывается на разработке и применении соответствующей
индивидуализированной методологии, тесном сопряжении стратегии
предприятия и системы принятия решений на всех уровнях управления.
В
течение последних десятилетий логистика широко распространилась в
экономике многих стран. Она уже вышла за рамки управления потоковыми
процессами на отдельных предприятиях и глубоко внедрилась в различные
сферы макроэкономического регулирования. В то же время создание и
развитие логистических систем на микроуровне было и остается основой
для формирования логистической макросреды и корректировки
мировоззрения на природу экономических явлений.
За прошедшие годы
накоплен и обобщен немалый практический опыт. Если раньше
разработчики и пользователи логистических систем вынуждены были идти
путем проб и ошибок, то к настоящему времени сделано уже немало
попыток разработать универсальные принципы и правила их построения,
чтобы облегчить и ускорить работу последователям логистической
концепции. Следует отметить, что поиски и работа в этом направлении
продолжаются. Пока, как правило, предлагаемые рекомендации
основываются на систематизации опыта, в котором отражаются
национальные особенности организации и управления производством,
снабжением, сбытом, перевозками. Тем не менее предпринимаются усилия
по разработке комплексных рекомендаций и методик, имеющих
унифицированный международный характер.
В этой связи необходимо
обратить внимание на труды канадского ученого Р. Робертсона, который
наиболее удачно сформулировал и обосновал комплекс правил построения
логистических систем управления «для начинающих». Данный
свод рекомендаций является обобщением в единую концепцию подходов к
созданию логистических систем в более чем 50 американских и канадских
фирмах [ 11 ]. Он содержит 10 правил. Ниже приводится сокращенный
адаптированный вариант.
Первое правило
Все
производственные и снабженческо-сбытовые операции в логистической
системе должны быть направлены на достижение главной цели и быть
тесно связаны со стратегией корпорации.
Данное правило является
определяющим. Требования, которые оно выдвигает, связаны с тем, что в
условиях рынка покупателя приоритетное значение для предприятия имеет
его коммерческая деятельность. При этом 50% коммерческих сделок —
это сделки, совершаемые на этапе осуществления закупок
материально-технических ресурсов. Недостаточное согласование
подсистем материально-технического обеспечения с функциональными
подсистемами производства и сбыта влечет за собой усиленный контроль
за затратами на снабжение. На это уходит много ресурсов, времени и
усилий. Соблюдение первого правила значительно повышает степень
взаимодействия всех подсистем и снижает негативные проявления в
функциональной деятельности логистических структур.
Второе
правило
Материально-техническое обеспечение, сбыт готовой
продукции и транспортно-перемещающие работы должны быть организованы
таким образом, чтобы реализовать возможность создания на предприятии
(группе предприятий) единого координирующего подразделения. В его
ведении должны находиться функции снабжения, управления запасами,
складирования, распределения, транспорта и информационного
обеспечения коммерческой деятельности. В данном едином
снабженческо-сбытовом и транспортно-складском подразделении должна
быть четко определена иерархия обслуживания. Это вызвано тем, что
снабжение, транспортировка и доставка готовой продукции в сущности
представляют собой цепь из множества компромиссов. С одной стороны,
снижение расходов на перевозку увеличивает затраты на складирование и
хранение. С другой стороны, увеличение расходов на транспорт снижает
затраты в складском хозяйстве предприятия. Оптимизировать решения
этих и других задач удобнее в том случае, когда за снабжение,
транспорт и доставку готовой продукции в хозяйственной структуре
отвечает одно лицо.
Попутно отметим, что долгое время
сосредоточивать координацию управления сложными функциями в одних
руках на многих фирмах не решались. Часто получаемые результаты
отличались от ожидаемых и наблюдались возвраты к традиционным формам
управления. Однако в последние годы процесс централизации пошел
интенсивнее, так как преимущества единства управления логистическими
функциями намного превосходят недостатки, которые в большинстве
случаев имеют субъективный характер.












