Разработка логистических систем. Часть 2


Приступая к созданию логистических систем, на начальном этапе изучается та совокупность целей (подцелей), которая влияет на взаимодействие элементов данной системы и которая затрагивает такие определяющие аспекты, как удовлетворение спроса на рынке, количество предприятий, входящих в логистическую систему, их мощность и размещение, обслуживаемую территорию, персонал и др. Ограничениями при этом выступают уровень рентабельности, обеспеченность материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными ресурсами.
Система приоритетов, целей, а также подходы и методы разрешения различных проблем определяют алгоритм построения логистических моделей, а также принципы и характер взаимодействия на уровнях систем, подсистем, субсистем, звеньев, отдельных элементов.
Любая действующая экономическая система, в том числе логистическая, функционирует при наличии определенных противоречивых интересов ее структурных элементов. В единой логистической системе взаимодействие между составляющими компонентами предполагает поиск последовательных компромиссов, который в традиционных экономических системах осуществлялся интуитивно, без всестороннего применения математических и технических возможностей.
Характер взаимодействия систем и подсистем может быть различным. В основу положена политика обслуживания потребителей, стабильность производства, торговля или финансовая политика и т. д.
Особое значение имеет согласованность действий систем в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Внутрисистемное логистическое взаимодействие предусматривает возникновение экстремальных ситуаций. Изначально технология логистического управления разрабатывается с учетом возможных нестандартных ситуаций в условиях неопределенности. При этом используется все то положительное, что может быть полезным в сложившихся обстоятельствах.
Методология логистического управления позволяет на основе системного анализа обеспечить довольно высокую предсказуемость развития событий. Многовариантность логистического планирования и программирования позволяет быстро адаптировать управление материальными, денежными, информационными и иными потоками к адекватному внешнему воздействию. Это помогает разработать гибкий алгоритм взаимодействия логистических систем, подсистем, субсистем и звеньев в процессе управления на долгосрочной основе.
Практика хозяйствования показывает, что в современных условиях эффективность управления потоковыми процессами резко падает, если отдельные элементы, субъекты и сферы управления не согласовываются друг с другом. Логистические системы углубляют взаимодействие и интеграцию всех ее составляющих. Высокая эффективность принимаемых логистических решений основывается на разработке и применении соответствующей индивидуализированной методологии, тесном сопряжении стратегии предприятия и системы принятия решений на всех уровнях управления.
В течение последних десятилетий логистика широко распространилась в экономике многих стран. Она уже вышла за рамки управления потоковыми процессами на отдельных предприятиях и глубоко внедрилась в различные сферы макроэкономического регулирования. В то же время создание и развитие логистических систем на микроуровне было и остается основой для формирования логистической макросреды и корректировки мировоззрения на природу экономических явлений.
За прошедшие годы накоплен и обобщен немалый практический опыт. Если раньше разработчики и пользователи логистических систем вынуждены были идти путем проб и ошибок, то к настоящему времени сделано уже немало попыток разработать универсальные принципы и правила их построения, чтобы облегчить и ускорить работу последователям логистической концепции. Следует отметить, что поиски и работа в этом направлении продолжаются. Пока, как правило, предлагаемые рекомендации основываются на систематизации опыта, в котором отражаются национальные особенности организации и управления производством, снабжением, сбытом, перевозками. Тем не менее предпринимаются усилия по разработке комплексных рекомендаций и методик, имеющих унифицированный международный характер.
В этой связи необходимо обратить внимание на труды канадского ученого Р. Робертсона, который наиболее удачно сформулировал и обосновал комплекс правил построения логистических систем управления «для начинающих». Данный свод рекомендаций является обобщением в единую концепцию подходов к созданию логистических систем в более чем 50 американских и канадских фирмах [ 11 ]. Он содержит 10 правил. Ниже приводится сокращенный адаптированный вариант.

Первое правило
Все производственные и снабженческо-сбытовые операции в логистической системе должны быть направлены на достижение главной цели и быть тесно связаны со стратегией корпорации.
Данное правило является определяющим. Требования, которые оно выдвигает, связаны с тем, что в условиях рынка покупателя приоритетное значение для предприятия имеет его коммерческая деятельность. При этом 50% коммерческих сделок — это сделки, совершаемые на этапе осуществления закупок материально-технических ресурсов. Недостаточное согласование подсистем материально-технического обеспечения с функциональными подсистемами производства и сбыта влечет за собой усиленный контроль за затратами на снабжение. На это уходит много ресурсов, времени и усилий. Соблюдение первого правила значительно повышает степень взаимодействия всех подсистем и снижает негативные проявления в функциональной деятельности логистических структур.

Второе правило
Материально-техническое обеспечение, сбыт готовой продукции и транспортно-перемещающие работы должны быть организованы таким образом, чтобы реализовать возможность создания на предприятии (группе предприятий) единого координирующего подразделения. В его ведении должны находиться функции снабжения, управления запасами, складирования, распределения, транспорта и информационного обеспечения коммерческой деятельности. В данном едином снабженческо-сбытовом и транспортно-складском подразделении должна быть четко определена иерархия обслуживания. Это вызвано тем, что снабжение, транспортировка и доставка готовой продукции в сущности представляют собой цепь из множества компромиссов. С одной стороны, снижение расходов на перевозку увеличивает затраты на складирование и хранение. С другой стороны, увеличение расходов на транспорт снижает затраты в складском хозяйстве предприятия. Оптимизировать решения этих и других задач удобнее в том случае, когда за снабжение, транспорт и доставку готовой продукции в хозяйственной структуре отвечает одно лицо.
Попутно отметим, что долгое время сосредоточивать координацию управления сложными функциями в одних руках на многих фирмах не решались. Часто получаемые результаты отличались от ожидаемых и наблюдались возвраты к традиционным формам управления. Однако в последние годы процесс централизации пошел интенсивнее, так как преимущества единства управления логистическими функциями намного превосходят недостатки, которые в большинстве случаев имеют субъективный характер.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008