Разработка логистических систем

В условиях рыночной экономики практическое использование логистики выступает как сильнейший фактор развития предпринимательской деятельности. На первых этапах формирование логистических систем на уровне микроэкономики происходило спонтанно, методом проб и ошибок. В дальнейшем, для облегчения этого процесса на основании имеющегося опыта были разработаны методики создания организационных структур логистики в хозяйственных образованиях. Поиск наиболее эффективных логистических решений процесса создания осуществляется путем разработки альтернативных вариантов моделей и их сравнения между собой по основным параметрам. Выбор наилучшего варианта происходит на основе его соответствия максимально эффективному достижению логистических целей. На рис. 5.1 показана поэтапная последовательность действий при разработке локальных логистических систем на начальной стадии.
При создании и совершенствовании логистических систем необходимо располагать большим объемом разносторонних данных, учет которых, как и процесс их сбора и обработки, в дальнейшем никогда не должен прекращаться.
Основные данные, учитываемые при создании логистических систем:
1. Информация о рынке.

  • Структура рынка, его объем, стабильность и т. д.
  • Количество покупателей и их характеристика.
  • Размещение заказчиков.
  • Мотивация и особенности потребления заказчиков.
  • Эластичность спроса.
  • Состояние денежной сферы.
  • Законодательство.
  • Политика государственного экономического регулирования ит. д.

2. Информация о производстве.

  • Потребности в материальных ресурсах, машинах, оборудовании и комплектующих изделиях.
  • Возможность поставок по кооперации.
  • Технология производства.
  • Оснащенность производства и уровень загрузки мощностей.
  • Производственный ритм.
  • Продолжительность и особенности производственного цикла.

3. Информация о материальных потоках.

  • Характеристика особенностей и состояния материальных потоков.
  • Информация о перемещаемых грузах.
  • Маршруты следования (перемещения). Их характеристика.
  • Технология работ и операций при перемещении.
  • Продолжительность транспортировок и совокупное время доставок.

4. Данные об информационных потоках.

  • Характеристика особенностей и состояния информационных потоков.
  • Данные о системе информационного обеспечения.
  • Информация о коммуникационной инфраструктуре.
  • Технология обработки и закрепления информации.
  • Технология получения и передачи информации.
  • Возможности хранения и накопления информации и т. д.

Учесть все факторы, которые влияют на разработку логистических систем, очень трудно, но возможно. Не менее трудной проблемой является их формализация с целью объективного решения логистических задач с помощью ЭВМ. В настоящее время разработано довольно много математических моделей на основе применения программно-вычислительных средств, с помощью которых возможно добиться оптимизации логистических систем, их элементов и интеграционных процессов.
В Японии, Германии, Соединенных Штатах Америки и других странах логистика в последние десятилетия выступает важнейшим фактором развития макро- и микроэкономики. Ее роль в хозяйственной деятельности предприятий неуклонно возрастает. В то же время необходимо отметить, что централизация логистики в значительной мере еще ограничена. Логистические функции зачастую имеют децентрализованный характер, что обусловливает дополнительные издержки, которых принципиально можно избежать. Высокоинтегри-рованные логистические системы в экономически развитых странах имеют пока 15-20% предприятий.
Для реализации логистики на практике необходим так называемый логистический подход к организации производственно-сбытовой деятельности, основанный на нетрадиционных принципах и экономическом мировоззрении. Это предъявляет высокие требования к менеджменту и квалификации персонала. Обобщенная матрица организационной структуры предприятия с точки зрения действующей логистической системы на микроуровне. Она дана в упрощенном варианте в связи с тем, что в развернутом виде она может включать сотни компонентов и функций, имеющих узко целенаправленный характер. В то же время данная матрица в полной мере отражает функциональную и структурную интеграцию в рамках логистических процессов на общем фоне экономической деятельности предприятий и организаций в условиях регулируемого рынка. Матрица должна восприниматься как графическое изображение наложения многих функциональных и структурных полей друг на друга.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008