Развитие логистики и формирование инфраиндустрии. Глава 2

На втором этапе (80-е гг.) к согласованию процессов транспортировки, переработки, складирования и хранения материальных ресурсов подключается планирование и оперативное управление материальными и информационными потоками в основном производстве. Это способствовало повышению качества обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и улучшения использования оборудования. На данном этапе развития логистики большую роль сыграло накопление и распространение опыта японских промышленных предприятий, в первую очередь в области автомобилестроения. Этому послужила тенденция развития автомобильной промышленности, ориентированная на изготовление автомобилей по индивидуальному заказу. Воздействие на конъюнктуру рынка через удовлетворение индивидуальных потребностей вынудило японские фирмы радикально изменить свою концепцию производственно-сбытовой политики. В первую очередь необходимо было разработать механизм доставки потребителю продукции, основным критерием эффективности которого было бы соблюдение принципов: «от двери к двери» и «точно в срок». Для этого потребовалось организовать производство таким образом, чтобы детали и узлы на сборочный конвейер подавались синхронно с производственным циклом. Партии поступающих деталей и собираемой конечной продукции рассчитываются таким образом, чтобы оперативно заданный объем товарной продукции выпускался с минимальными затратами. Кроме того, наконец успешно была решена задача о коммивояжере.
На сегодняшний день развитие рыночной экономики и научно-технического прогресса вывело логистику на новый уровень, который соответствует третьему этану. Совокупность материалопроводящих звеньев и процессов приобретает целостный характер. Процессы оптимизации материально-технического обеспечения, производства, распределения и сбыта осуществляются на принципах математической логистики.
В структуре и производственно-хозяйственной деятельности предприятий также произошли существенные изменения. Большую роль играет интернационализация экономики. Если раньше стратегия организации производства ориентировалась на концентрацию предприятий (фирм) в заранее определенных территориальных рамках, то сегодня диапазон их размещения включает самые различные точки земного шара. Эта в целом позитивная тенденция имеет побочные эффекты.
Во-первых, на макро- и микроуровне объемы перевозок материальных ресурсов, которые исчисляются в тонно-километрах, стремительно растут.
Во-вторых, отмечена характерная особенность, которая состоит в том, что расстояния перевозок увеличиваются быстрее, чем тоннаж. Например, в Германии среднее транспортное плечо автомобильных перевозок в 50-х гг. было 125 км. В настоящее время оно уже превышает 220 км [9].
Производители и торговые посредники стали понимать, что производительность труда в фирме, а также ассортимент и объемы товарного предложения в значительной степени зависят от научной организации управления материальными и информационными потоками.
Транспортная система и ее пропускная способность играют важнейшую роль в производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Это подтверждается наблюдениями за соотношением массы продукции, находящейся в пути и на складе, с той, которая включена непосредственно в производственный процесс. Эти наблюдения являются одной из причин того, что наиболее экономически развитые страны вплотную подошли уже к четвертому этапу развития логистики. Сущность этого этапа состоит в том, чтобы осуществить эффективное сквозное управление не только материальными и сопутствующими им информационными, но и денежными, энергетическими и иными потоками во всех областях и на всех уровнях экономики.
Для оценки применения логистики на локальном уровне пользуются понятием «стадии логистики».


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008