Совершенствование управления логистикой

Развитие теоретических исследований и накопленный большой практический опыт в управлении логистическими процессами позволяют расширить потенциальные возможности как в области разработки конкретных рекомендаций, так и в области обобщения имеющегося материала.
В настоящее время в промышленно развитых странах уже не стоит вопрос популяризации и внедрения новой концепции. Ее реализация в хозяйственной деятельности принимает все более массовый характер. В таких условиях наблюдается возрастающая потребность в разработке универсальных правил, помогающих совершенствовать уже действующие системы. Каждое правило отражает природу и методологию логистики.
Вот некоторые из них.

  • Логистику следует рассматривать как целостную систему. В управлении использовать комплексный подход. Другими словами, пытаться ликвидировать не отдельные недостатки, например большие складские запасы или неритмичность поставок, а решать логистические проблемы в комплексе, учитывая взаимосвязи и взаимозависимости в процессе функционирования всей логистической цепи.
  • Перед каждой логистической системой, руководствуясь рыночной концепцией предприятия, необходимо ясно формулировать текущие и стратегические цели. Например, в качестве целей можно выдвинуть: расширение ассортимента товаров и круга покупателей, ускорение оборачиваемости ресурсов (материальных, денежных), повышение качества продукции, улучшение обслуживания клиентов, снижение затрат, совершенствование управления и т. д.
  • В основе концепции логистики лежит «право выбора». Поэтому для достижения поставленных целей в любых ситуациях необходимо разрабатывать несколько вариантов стратегических программ или оперативных действий.
  • Чтобы держаться в рамках избранной концепции, следует эффективно использовать именно логистический инструментарий управления производственно-экономическими системами.
  • Необходимо постоянно повышать уровень механизации и автоматизации работ, связанных с логистикой. Уменьшение ручного труда влечет за собой повышение производительности труда, снижение рисков и себестоимости выполняемых работ. Кроме того, открываются широкие потенциальные возможности внедрения новых технологий и совмещения, при необходимости, с другими производственно-экономическими системами.
  • Добиваться ритмичности в работе в целом но системе и синхронности функционирования соответствующих подсистем. Этого можно достичь различными путями. Если система имеет высокий уровень механизации и автоматизации, то работа проводится в основном в области технических и технологических согласований.
    Если в системе определяющим является физический труд, то ритмичности можно добиться путем введения скользящего графика работы, временного привлечения дополнительной рабочей силы ит. д.
  • Стремиться в полном объеме освоить логистические системы «точно в срок» и «от двери к двери», которые являются базовыми. Они предоставляют возможность минимизировать затраты на приобретение, складирование, перевозку, перевалку и другие операции, необходимые при доставке продукции от поставщика до потребителя. Кроме того, у потребителя значительно снижаются затраты на дополнительную переработку продукции и подготовку ее к производственному потреблению. Все это является сильным мотивационным стимулом для потребителя при выборе поставщика.
  • Необходимо оптимизировать работу парка транспортных средств, руководствуясь не интересами транспортных служб, а целями данной логистической системы и запросами потребителей.
  • Постоянно проводить работу по повышению профессиональной компетентности специалистов предприятия в области логистики. Даже служащие, не связанные с выполнением логистических функций, должны понимать и разбираться в данной концепции, с тем чтобы вольно или невольно не противодействовать ее осуществлению на своем предприятии.
  • Степень выполнимости принимаемых решений значительно повышается, если к решению логистических проблем, возникающих в процессе деятельности, привлекать рядовых исполнителей. У последних возникает чувство причастности к процессу управления логистической системой. Кроме того, привлечение рядовых сотрудников к разработке решений позволяет детализировать отдельные процессы, а значит — более глубоко изучить все потенциальные возможности при выполнении тех или иных работ.
  • Для достижения объективности в оценке выполняемых действий н разрабатываемых программ. В необходимых случаях следует привлекать внешних консультантов и экспертов. Их независимость повышает гарантии поиска правильных решений в сложных вопросах управления логистикой.
  • Для корректировки в процессе управления необходимо регулярно выявлять и оценивать ущерб от ошибок и рекламаций, которые возникают в ходе логистической деятельности. Чтобы эта работа действительно проводилась качественно, для ее выполнения в распоряжении пользователей имеется широкий арсенал экономико-математических и экономико-статистических методов, а также вычислительной техники.

Вообще следует заметить, что важной составной частью успешного функционирования логистики является более эффективное по сравнению с другими производственно-экономическими системами использование трудовых ресурсов. Применение логистической концепции значительно повышает производительность труда как в сфере обращения, так и в сфере производства.
По оценкам специалистов, с начала 80-х гг. в Соединенных Штатах Америки в ежегодном общем увеличении производительности труда (5-6%) половина (2,5-3%) достигается за счет распространения логистической концепции.
Труд в сфере физического управления материальными ресурсами традиционно не рассматривается как привлекательный. Если работы слабо механизированы, то большой объем физического труда не позволяет достичь показателей, соответствующих современным требованиям. С другой стороны, непродуманное вложение средств в автоматизацию п механизацию может привести к необоснованному повышению себестоимости выполняемых работ. Переработка и доставка продукции по стоимости может сравняться с ее производством. Это невыгодно никому: НИ покупателю, НИ поставщику. На сегодняшний день лишь применение логистической концепции позволяет в каждом конкретном случае оптимально развивать соотношение между физическим и нефизическим трудом (механизированным, автоматизированным и интеллектуальным).


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008