Стадии развития логистики. Глава 2

На основе имеющихся данных и учитывая современные тенденции развития экономики, ожидается, что в начале следующего тысячелетия большая часть товаропроизводителей и особенно посредников Западной Европы, Северной Америки и Дальневосточного региона будет располагать логистическими системами третьей и четвертой стадии развития.
До определенного времени основное производство по техническим и технологическим показателям опережало уровень развития инфраструктуры. Механизация и автоматизация производства дошла до та- кой степени, что возникли потребности в создании автоматизированных производственных систем. Под воздействием конъюнктуры рынка и частых изменений в ассортименте выпускаемой продукции автоматизированные производственные системы стали развиваться по модульному принципу, как гибкие. Возникли гибкие производственные системы (ГПС), которые позволяли сократить время производственного цикла до минимума. Это привело к тому, что процесс производства, включая обработку материальных ресурсов и сборку готовой продукции, стал занимать лишь 10-15% от общего времени; 85-90% времени приходится на транспортно-неремсщающие и складские работы. Это подтолкнуло ученых и предпринимателей к мысли, что не менее выгодно снижать затраты в области транспорт-но-складского хозяйства. Постепенно пришли к тому, что объектом исследований стали материальные и информационные потоки не только в сфере обращения, но и в сфере производства. Интеграция управления транспортно-складских работ с производством, их техническое и технологическое перевооружение, автоматизация и компьютеризация ведут к тому, что:

  • сокращается продолжительность производственного цикла на 50-70%;
  • возникает большой выигрыш во времени. Период подготовки производства может быть сокращен на 70-90%;
  • снижаются накладные расходы на 30-50%, а общие издержки производства — до 50%;
  • в десятки раз уменьшается количество бракованных изделий [11,17].

Значительный эффект достигается за счет сокращения запасов. Раньше этому аспекту производственно-хозяйственной деятельности не уделялось должного внимания. Только логистический подход помог осознать, что снижение запасов является очень эффективным средством повышения рентабельности.
Установлено, что запасы в среднем отвлекают от 10 до 50% стоимости активов предприятий. Если принять во внимание, что эти активы относятся к оборотной части капитала, которая связана и не приносит ожидаемого дохода, то становится очевидным малоэффективность традиционных подходов к дальнейшему совершенствованию процессов обращения и производства. К тому же расходы на содержание всех видов запасов составляют в среднем 25-30% от общей суммы издержек производства.
Предприятия и фирмы, использующие логистическую концепцию по управлению потоковыми процессами, добиваются неожиданных на первый взгляд результатов. Помимо того что размер запасов и незавершенного строительства удается снизить на 50-95%, на 40-70% сокращается потребность предприятий в производственных площадях.
Логистический подход по управлению материальными и информационными потоками и соответственно организация транспортно-складских и производственных процессов требуют серьезного технического и технологического переоснащения не только основного производства, но и всей инфраструктуры. Количество и качество преобразований в производственно-хозяйственной деятельности столь велики, что в совокупности они создают предпосылки для перехода обеих тесно связанных сфер — производства и обращения — на новую, более высокую стадию человеко-машинных систем. Эта стадия получила название инфраиндустрия.
Отличительным признаком инфраиндустрии является наличие высокоразвитой инфраструктуры, построенной и функционирующей по принципу гибких производств.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008