Стадии развития логистики — это готовность, степень
привлечения логистики для решения практических задач в экономических
структурах.
На микроуровне различают четыре стадии развития
логистики. Это выявилось в результате исследований, проведенных в
начале 90-х гг. международной организацией логистики в странах
Западной Европы.
Было обследовано 500 компаний, представляющих 30
различных отраслей экономики. Из них 130 компаний Германии, 100 -
Голландии, 85 - Великобритании, 80 - Франции, 55 - Бельгии, 50 -
Италии [Ю, 10].
Результаты исследования показали следующее.
Первая
стадия характеризуется нерегулярной организацией и суточным
планированием логистики. Хозяйственные организации осуществляют
централизацию транспортировки материальных ресурсов и готовой
продукции как по внутренним, так и по межфирменным перевозкам. На
этом уровне находилось 57% из числа обследованных фирм.
На второй
стадии в дополнение к вышеуказанным функциям осуществляется
централизованноеобслуживание потребителей и обработка заказов. К этой
группе хозяйственных структур относили около 20% фирм и предприятий.
Следует все же отметить, что вопросам логистики на этой стадии также
уделяется недостаточно внимания. В то же время планирование
мероприятий по ее организации осуществляется уже на недельный период,
производится увязка этих мероприятий с бюджетом фирмы, а также идет
поиск вариантов по снижению издержек производства.
Третья стадия
развития логистики отличается от предыдущих тем, что на фирмах помимо
уже перечисленных функций осуществляется прогнозирование сбыта,
реализуется комплекс маркетинговых мероприятий. Планирование
производственных и логистических процессов производится на месячный
период, активно используются элементы макрологистики. Эту группу
составили 18% обследованных фирм.
На четвертой, самой высокой
стадии находились лишь 5% респондентов. Этот уровень характеризуется
внедрением интегрированных маркетинговых и логистических систем,
охватывающих весь процесс воспроизводства — от получения заказа
до доставки продукции конечным потребителям. На фирмах и в компаниях
этой группы разрабатываются долгосрочные планы
материально-технического обеспечения и сбыта (на год и более).
Проводится большая работа по изучению конъюнктуры рынка и природы
покупательского спроса. Осуществление научно обоснованной и хорошо
организованной маркетинговой стратегии позволяет внедрить в
хозяйственную деятельность фирм и компаний цельную логистическую
систему, которая значительно увеличивает их преимущества перед
конкурентами. Подробная информация о потребителях и наличие гибких
производственно-логистических систем позволяет сокращать время
выполнения заказов и интервалы поставок, обеспечить эффективное
управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции,
отрегулировать деловой сервис, повысить четкость функционирования
всей хозяйственной системы на локальном уровне.












