Принципиально логистические системы делятся на два типа.
- Макрологистические.
Микрологистические.
Если при системном подходе в рамках логистической системы
интегрируются все или несколько функций общественного
воспроизводства: материально-техническое обеспечение, производство,
распределение, сбыт, транспорт, с участием нескольких независимых
субъектов хозяйствования, то систему называют макрологистичекой.
В
сущности, макрологистическая система представляет собой крупную
экономическую систему управления потоковыми процессами, включающую
предприятия и организации промышленности, снабжен-ческо-сбытовые,
транспортные и другие посреднические структуры раз-пых ведомств и
форм собственности, не ограниченных в территориальном
расположении.
Выделяют следующие макрологистические системы.
- Региональные.
- Национальные (межрегиональные).
Межнациональные (трансконтинентальные).
Создание макрологистических систем обусловлено необходимостью
обеспечить четкое взаимодействие разноотраслевых структур с целью
улучшения экономического состояния на глобальном уровне. При создании
макрологистических систем особое внимание уделяется взаимоувязке
интересов каждого участника независимо от его роли в формируемой
системе.
Критерием оценки функционирования макрологистической
системы является получение максимума эффекта при снижении совокупных
затрат до минимума. Эффект не обязательно предполагает получение
максимальной прибыли. С точки зрения государственных органов
управления, которые также могут участвовать в создании
макрологистической системы, положительный эффект может выражаться в
улучшении общей экономической ситуации в регионе, стране или между
государствами.
В процессе формирования и функционирования
макрологистической системы решаются следующие вопросы.
- Разработка общей концепции распределения в регионе, стране, между странами.
- Оптимизация соотношения форм снабжения (складской, транзитной).
- Рационализация каналов товародвижения.
- Размещение транспортно-складских объектов на полигоне обслуживания.
- Определение объема и структуры инвестиций в развитие транспорта и соответствующей инфраструктуры.
- Выбор рационального радиуса складского обслуживания.
- Создание сети транспортно-складских систем.
- Определение рациональных направлений перевозок.
- Определение приоритетов в развитии типов и видов транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, а также технологического оборудования и средств связи.
Разработка программы и стимулирование создания сети структур по информационному обслуживанию и оказанию деловых услуг логистического характера и т. д. Макрологистическая система представляет собой высокоинтегри-рованную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
На межнациональном и особенно трансконтинентальном уровне принципы и подходы логистики осуществляются с учетом специфики функционирования рынков стран — участниц логистической системы. Помимо прочих преимуществ за счет интегрированного «логистического» сервиса удается преодолеть многочисленные трудности и барьеры, связанные с экономическими и правовыми особенностями международных торговых отношений, неодинаковыми условиями поставки товаров, различным уровнем сервиса и информационного обеспечения, транспортного законодательства, таможенными процедурами и т. д.












