Интеграция стратегических целей предприятия и целей логистики
осуществляется естественным образом в различных сферах деятельности и
на различных уровнях управления. В то же время практика показывает,
что чем выше интеграция методологии логистики в функциональную
деятельность предприятия вплоть до отдельных операций, тем выше
эффективность промежуточных и конечных результатов этой
деятельности.
Универсальность логистических целей —
сокращение управленческих расходов, потерь времени, повышение
локальной и общей результативности выполняемых работ, улучшение
организации труда и т. д. — позволяет им органично вписываться
в стратегические и тактические цели любого характера.
Интеграция
целей происходит как по горизонтали, так и по вертикали.
По
горизонтали осуществляется взаимоувязка действий но прямым и обратным
связям в процессе управления материальными и информационными потоками
в каждой отдельно взятой сфере деятельности предприятия.
Вертикальная
интеграция целей проявляется в их максимальном согласовании во всех
сферах деятельности и на всех уровнях управления. Например,
логистическая цель — минимизация затрат при максимальном
использовании существующих мощностей — становится критерием в
оценке деятельности управленческого персонала и исполнителей в
финансовой сфере деятельности предприятия, в снаб-женческо-сбытовой и
производственной сфере, в сфере управления кадрами и т. д.
В
иерархической структуре системы управления предприятием (группой
предприятий) имеется несколько уровней, на каждом из которых
стратегические и тактические цели формализуются исходя из сущности
этого уровня.
Так, на уровне высшего руководства в качестве
критерия выступают непосредственно стратегические цели всего
предприятия.
На среднем уровне — тактические цели и
конкретные задачи, ориентированные на реализацию стратегических целей
и отражающие функциональную специфику отдельных подразделений.
На
последующих уровнях степень конкретизации деятельности возрастает, и
критериями здесь выступают показатели распределения, использования,
эффективности, качества, сроков и т. д.
В логистической системе,
как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции, необходимо
постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между сферами и
уровнями. Это является важнейшим определяющим условием эффективности
процессов выработки и реализации управленческих и исполнительских
решений.
Цели определяют постановку задач. Задачи формализуются в
конкретные показатели деятельности. Обратная связь является основой
для проведения анализа хозяйственной деятельности, контроля ее
соответствия намеченным целям. Несоответствие полученных показателей
целям может привести к изменению последних или ужесточению 'системы
контроля на предприятии.
Несоответствие целей и показателей может
произойти по разным причинам. Наиболее распространенные из них:
- неадекватная формализация сверху вниз;
- недостаточная детализация управленческих решений;
рассогласованность действий на различных уровнях управления и т. п.
Логистика позволяет свести эти и другие недостатки к минимуму. В процессе интеграции она помогает перевести систему целей предприятия (хозяйственного объединения) в комплекс совместимых задач, имеющих единый язык решения во всех сферах и на всех уровнях управления. В итоге с помощью логистики удается разработать единые, эффективные ориентиры и правила функционирования для всех структурных подразделений путем корректировки интересов последних с общими целями действующей системы.












