Виды логистики

Логистика как наука по управлению материальными, информационными и иными потоками включает в круг своих интересов значительную часть сферы экономической жизни общества. В связи с этим для формализации научных исследований и практических разработок она разбивается на несколько направлений.
По масштабам разрабатываемых проблем логистика делится на:
1) макрологистику; 2)микрологистику.
В область исследований макрологистики включаются процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне.
Логистика на данном уровне выражается в проведении глобальной логистической стратегии, которая заключается в формировании устойчивых торгово-экономических связей между отдельными странами и регио-па.ми на основе международного и территориального разделения труда в рамках сложившейся специализации и межотраслевого кооперирования.
Основными предпосылками возникновения глобальной логистической стратегии явились:

  • переход к гибкому машинному производству на основе индивидуализации спроса;
  • стремление закрепить рынки сбыта и источники снабжения;
  • развитие научно-технического прогресса в области транспорта, связи, информационных технологий;
  • актуализация государственного управления с помощью неадминистративных методов;
  • бурное развитие сферы делового сервиса.

Эффективность глобальной логистической стратегии характеризуется различными показателями. Например, отношением объема межрегиональной или внешней торговли к объему соответствующего валового продукта, удельным весом завозимых комплектующих изделий в общем объеме выпуска продукции и т. д.
Глобальная логистическая стратегия, проводимая не одной, а группой стран, может закрепляться в виде важнейших политических решений. Ярким примером тому служит создание Единого европейского сообщества с единым внутренним рынком (упрощены и отменены таможенные формальности, ускорено внедрение общеевропейских стандартов, провозглашено равноправие фирм и компаний стран-участниц Европейского сообщества в получении государственных контрактов в любой из стран альянса и т. д.).
Большое значение глобальная логистическая стратегия занимает и в политике США. В первую очередь по отношению к Западной Европе, Японии, Южной Корее и Израилю. Особое внимание уделяется производственно-коммерческим отношениям с Японией. За последнее десятилетие коэффициент связи поставщик—потребитель применительно к внешнеэкономическим отношениям США вырос в три раза. Наиболее высокая степень ритмичности товарных поставок наблюдается между американскими и японскими потребителями, южно-корейскими поставщиками. Вероятность срыва поставок между этими партнерами в пять раз ниже средней величины, а интервалы поставок снижены до 1 недели при среднем интервале поставок свыше 2 недель.
Эффективность глобальной логистической стратегии заключается в том, что она значительно сокращает число посредников, как оптовых, так и транспортных. В рамках макрологистической системы предприятия, как правило, обслуживаются одним посредником, например «Объединенной службой доставки» (США), который при смешанных перевозках несет перед грузополучателем полную ответственность за груз и сроки поставки, а транспортировку осуществляет по единому перевозочному документу.
В то же время для перехода к глобальной логистической стратегии необходимо решить ряд правовых, организационных, технических и других вопросов, в том числе внедрения современных информационных технологий, таких как система контроля местонахождения транспортных средств, система электронного обмена данными между субъектами управления и т. д.
Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
В дальнейшем сущность микрологистики будет рассмотрена более подробно.
Помимо критерия масштабности разрабатываемых проблем для структуризации логистики используются и другие принципы. Так, по характеру зон управления логистика делится на:

  • внешнюю логистику;
  • внутреннюю логистику.


Главная    О нас Автопарк Статьи Инфо Контакты                                    © 2008